Решение «Аэрофлота» отменить билеты на Пхукет, проданные им же по заниженной цене, вызвало бурное недовольство среди пассажиров. Многие из них выразили негодование в специальном чате в Телеграме, который был создан для обсуждения этой ситуации, – в нем 21 октября было более 1300 участников. Судя по обсуждениям, несостоявшиеся пассажиры планируют направить претензии к авиакомпании, а также рассматривают вариант коллективных судебных исков. Редакция выяснила, каковы их шансы на успех.
Туристический юрист Игорь Косицын в разговоре с TourDom.ru обратил внимание на то, что аннулирование билетов, выписанных по ошибочной цене, может быть законным только если отменен сам рейс.
Центробанк стреляет в обнальщиков, а рикошет прилетит турагентам? Борьба с отмыванием денег может обернуться проверками ЦБ рекомендовал банкам усилить контроль за карточными транзакциями в магазинах и ресторанах для противодействия обналичиванию денег. Представители регулятора сообщают, что в схемах задействованы и туристические компании. HotLine.travel
«В остальных случаях перевозчик должен оказать услуги по согласованной и оплаченной цене», – сказал юрист.
Он напомнил, что подобные дела уже были в судах: в них, например, пассажиры выигрывали у «Катарских авиалиний» и S7. По его словам, ситуация с «Аэрофлотом» уникальна своими масштабами.
«Вот таких массовых случаев пока точно не было Шансы принудить авиакомпанию к исполнению договора по ранее оплаченной стоимости либо добиться компенсации убытков очень велики», – отметил Косицын.
Юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская, в свою очередь, подчеркнула, что формально предложение авиакомпании на сайте о стоимости и основных условиях перевозки является публичной офертой. «После акцепта пассажиром (обычно это оплата), авиакомпания не вправе в одностороннем порядке отказаться от оказания услуг».
Аналогичной позиции придерживается Верховный суд РФ, который за несколько дней до ситуации с «Аэрофлотом» выпустил обзор по делам о защите прав потребителей.
«Размещенное на сайте продавца предложение о продаже товара, обращенное к неопределенному кругу лиц и содержащее подробную информацию о товаре и его цене, является публичной офертой. После получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор на условиях публичной оферты продавец не вправе в одностороннем порядке изменить объявленную цену товара», – говорится в документе.
Стоит отметить, что Верховный суд последователен в своих действиях – достаточно вспомнить ситуацию, когда житель Волгограда Станислав Анохин купил на сайте ЦУМа товары по цене в 846 раз ниже обычной.
В суде первой инстанции пришли к выводу, что «договор был заключен ответчиком под влиянием заблуждения, вызванного технической ошибкой, поскольку продавец не заключил бы данный договор на столь невыгодных для себя условиях и признал данный договор недействительным». Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с такими выводами. Верховный суд, в свою очередь, вступился за россиянина и отменил решение.
«Изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке не вправе», – заявили в высшей судебной инстанции.
Напомним, на днях множество путешественников из Екатеринбурга и других городов обнаружили на сайте «Аэрофлота» и онлайн-агрегаторах невероятно выгодное предложение: авиабилеты туда и обратно до Пхукета всего за 8 тыс. руб.
Такой щедростью воспользовались многие, однако этот радостный момент для них быстро омрачился. Спустя какое-то время авиакомпания отправила письма своим клиентам с извинениями и информацией о том, что билеты были оформлены некорректно из-за технического сбоя и больше не могут быть использованы. Вместо этого им была предложена компенсация в виде 30%-ной скидки на будущие перелеты от/до Пхукета отправлением с 21 октября по 30 марта 2024 года.