Как стало известно редакции TourDom.ru, на имя заместителя министра экономического развития Дмитрия Вахрукова поступило письмо от президента РСТ Ильи Уманского с предложением изменить одно из ключевых понятий в туризме – «туристский продукт». Обращение (есть в редакции) написано от имени всей отрасли, однако сразу несколько собеседников рассказали нам, что внутри РСТ дискуссия не проводилась и вообще единого мнения о целесообразности поправок нет, так как они могут вызвать самые масштабные потрясения на туристическом рынке за последние 15 лет.
Сейчас в законе «Об основах туристской деятельности» закреплена формулировка, по которой турпродукт – это «комплекс услуг по перевозке и размещению», оказываемых за общую цену. В письме дается посыл, что такая трактовка не в полной мере обеспечивает безопасность туристов, так как перевозка обязательна, но в реалиях рынка это не так.
Чат-бот для туриста при поиске авиабилетов – помощник или пустышка Протестировали роботов у туристических агрегаторов Для многих туристов поездка начинается с поиска авиабилетов – на желаемые даты и хорошо бы подешевле. Быстрый выбор из нескольких вариантов уже давно предлагают многочисленные сайты-поисковики. Редакция протестировала чат-боты в телеграм-каналах, которые позиционируют как удобный способ подыскать недорогие варианты перелетов. HotLine.travel
Департамент налоговой политики Минфина ранее разъяснил, что «перевозка» в составе турпродукта – это доставка туристов от места постоянного проживания к месту отдыха. Однако в России многие путешествуют самостоятельно или же пользуются туруслугами, не покидая границ региона проживания. Многие виды отдыха не подпадают под определение турпродукта. «Сплав по реке, восхождение в горы, палаточный отдых, оказание услуг по охоте и рыбалке, дайвинг, яхтинг, а также целый пласт других туристических услуг, в рамках оказания которых происходит размещение туриста, выведены из под определения туристского продукта, поскольку нет одного из элементов – перевозки», – отмечается в письме главы РСТ.
В связи с этим Илья Уманский предлагает иначе расставить акценты в ключевом для туризма определении: «Туристский продукт – комплекс услуг, в обязательном порядке включающий услугу по размещению, а также одну или более иных услуг, относящихся к туристской деятельности». Глава общественной организации ссылается на позицию отрасли, которая на этапе подготовки проекта нового отраслевого закона «согласовала определение аналогичного содержания». Однако в 2022 году, когда Ростуризм действительно вынес на обсуждение законопроект с похожей формулировкой, по этому поводу вспыхнули бурные дебаты, и профильный Комитет Госдумы ее вычеркнул.
Причина в том, что если «турпродуктом» назовут размещение туристов в сочетании с любой другой туруслугой, то все, кто их оказывает, автоматически должны будут стать туроператорами. Это коснется гостиниц и санаториев, которые предлагают трансферы гостям вместе с проживанием, гидов, организующих многодневные выезды на экскурсии, а также турагентов – их такая формулировка поставит в один ряд с крупными туроператорами, выкупающими блоки мест в гостиницах и на авиарейсах.
Многочисленным «ипэшникам» придется страховать ответственность перед клиентами, оплачивать сертификацию рабочих мест и подключаться к «Электронной путевке», а также регистрировать юрлица, так как индивидуальные предприниматели по закону не могут иметь туроператорский статус. В случае если речь идет о выездном туризме, добавятся еще и расходы на вступление в «Турпомощь» и формирование фонда персональной ответственности.
В результате увеличится нагрузка на малый бизнес, на котором, по сути, держится весь внутренний туризм в регионах, а значит, увеличится стоимость услуг для граждан.
Наши собеседники, ознакомившиеся с письмом, недоумевают, чем вызвано намерение лоббировать поправку, которая в лучшем случае повлечет за собой полную смену статус-кво на рынке, в худшем – хаос. По одной из версий, президент РСТ действует в интересах собственной компании Алеан. С 1 июля прошлого года туроператоры освобождены от НДС, но далеко не все продажи подпадают под эту льготу, так как по закону тур должен включать перевозку. Алеан, в отличие от других крупных игроков направления, исторически больший объем продаж реализует без перевозки. Так что изменение формулировки поможет ему и другим компаниям, которые не пакетируют туры по России, оптимизировать налогообложение.
Нельзя исключать, что изменения лоббируются и в интересах кого-либо из чиновников, регулирующих структур. Большое количество туроператоров – это большое количество плательщиков различных неналоговых сборов, которыми сейчас прямо или косвенно облагается турбизнес.
Так или иначе, инициатива может вызвать самые масштабные пертурбации на туристическом рынка со времен введения финансовых гарантий для туроператоров в 2006 году. Перестройка может создать предпосылки для ухода предпринимателей в тень – не все захотят «заморачиваться», тем более что контролировать большое количество игроков рынка сложнее.
Но надо признать, что нерешенные проблемы во внутреннем туризме действительно есть. На слуху трагические случаи, когда туристы гибли из-за плохой организации активных туров в труднодоступных местностях России. Задуматься о новациях заставляет и недавний крах круизного туроператора «Волга Лайн», который не исполнил обязательства на десятки миллионов рублей, имея минимально разрешенную фингарантию в 500 тыс. Что реально изменит формулировка «турпродукта»? Этот вопрос остается дискуссионным.
Редакция планирует продолжить эту тему, чтобы проанализировать все плюсы и минусы лоббируемых изменений. Приглашаем профессионалов отрасли высказаться в специализированном телеграмм-канале «Крыша ТурДома B2B».