Минэкономразвития РФ объяснил отсрочку по «Электронной путевке» для внутреннего туризма необходимостью большего срока адаптации к новым требованиям для представителей этого сектора. «На внутреннем рынке работает около 4 тыс. туроператоров, многие их них – это некрупные туроператоры, не имеющие своих информационных систем. В связи с этим принято решение поддержать их», – говорится в официальном комментарии ведомства по поводу принятых поправок.
Согласно изменениям в законе о единой информационной системе «Электронная путевка» (ЕИС ЭП), туроператоры внутреннего и въездного туризма получили отсрочку на год. Для них внесение данных в ЕИС станет обязательным лишь с 1 сентября 2024 года. При этом для компаний, отправляющих туристов за границу, требования остались прежними – уже этой осенью они обязаны передавать информацию о реализованных турах в ГИС. Вступает в силу для них и ответственность за невнесение данных, в том числе возможность исключения из федерального реестра за трехкратное нарушение.
Эрдоган победил: «космические цены» на туры в Турцию вернутся? Спокойствия стало больше, но эксперты предупреждают о подорожании отдыха «Выдохнули! Теперь можно ехать», – так прокомментировали новость о победе Эрдогана на выборах президента Турции российские туристы в телеграм-канале «Крыша ТурДома». Пост на эту тему собрал около тысячи лайков. В туристических компаниях разделяют воодушевление и подчеркивают, что триумф действующего президента Турции для российского турбизнеса означает сохранение стабильности и надежду на успешный сезон. HotLine.travel
Действительно, во внутреннем туризме много мелких компаний, где даже нет CRM-систем, где нет понимания, как взаимодействовать с государственными информационными системами. Есть мнение, что и этот год отсрочки особенно ничего не изменит. При этом необходимость разделять данные о продажах с 1 сентября может создать проблемы, ведь многие туроператоры формируют туры как по России, так и за рубеж.
«Возникает масса вопросов. Если туристы приобретают тур из региона и сначала едут в Москву с экскурсией и ночевкой, а уже далее летят в Турцию и потом обратно через столицу, то это один выездной турпродукт или два – выезд и внутренний? Договор по факту один, цена общая. Таких конфигураций может быть множество. Вероятнее всего, российскую часть маршрута будет отдельно оформлять турагент, а договор все же будет заключаться на весь пакет. Однако система таких вариантов не предусматривает», – считает основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.
Небольшие компании, продающие туры по России, поддержали. А вот крупных игроков, которые делают основные продажи и формируют рынок, нет. Их наоборот нагрузили дополнительными обязанностями вести новую отчетность. Почему же нельзя было дать всеобщую отсрочку еще на один год?
«Существовали планы внедрить эту систему, и их надо было каким-то образом реализовать. Чтобы совсем не отбросить это дело в долгий ящик, решили принять и посмотреть, что в итоге выйдет. Ничего хорошего, думаю, в перспективе не получится, но жизнь покажет. В целом вся предлагаемая система достаточно архаична», – говорит вице-президент РСТ Юрий Барзыкин.
Эксперт считает, что факт отсрочки позитивен не столько для малого турбизнеса, сколько для регулятора. «Год даст возможность откорректировать алгоритм применения “Электронной путевки” на внутреннем рынке, в том числе там, где она невозможна – для детских групп и ряда других категорий. В течение следующего года нас наверняка будет ждать изменение нормативной базы, если будет множество проблем с точки зрения определения цены путевки, валюты, персональных данных, которые должен получать оператор. Эти и ряд других вопросов неоднократно обсуждались, но принципиальные проблемы остались».
Отсрочку получил и въездной туризм: туроператоры, принимающие иностранцев, также до сентября 2024 года избавлены от необходимости вносить данные в систему. Среди экспертов есть мнение, что за следующий год регулятор все-таки придет к окончательному пониманию об избыточности такой ГИС в сфере въездного туризма. Туроператоры просто не обладают нужным объемом персональных данных об иностранных клиентах – получить их из-за границы не представляется возможным. «Категорию въездного туризма нужно либо совсем исключить, либо придумать некий другой алгоритм», – считает Барзыкин.
Ранее TourDom.ru писал, что туроператоры опасаются коллапса из-за введения «Электронной путевки».