Музей мебели

 

12.01.2006:Алексей Антонов:Московский музей мебели
12.01.2006:Алексей Антонов:Московский музей мебели

В конце XIX – начале XX столетий, в «собственном доме у Красных ворот», жил в Москве известный предприниматель и меценат, вошедший в историю отечественной культуры как один из выдающихся собирателей этого периода, — Гиршман Владимир Осипович (1867 – 1936). Одним из его увлечений была современная русская живопись и графика. В 1900-е годы его собрание насчитывало около двухсот картин и рисунков современных художников – А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, К.А. Сомова, К.А. Коровина, М.А. Врубеля, Б.М. Кустодиева, А.М. Васнецова, В.Э. Борисова-Мустова, В.А.Серова.

Но интерес В.О. Гиршмана не ограничивался только живописью, не менее интересным в его собрании была коллекция декоративно-прикладного искусства, а именно – мебели. По словам известного собирателя и искусствоведа И.И Лазаревского, эта коллекция была «единственной по красоте предметов и их сохранности». В состав его собрания входила не только русская, но и мебель, изготовленная иностранными мастерами, причем лучшую часть коллекции составляла мебель работы отечественных мастеров XVII-XIX веков.

В 1917 году, после Февральской революции, Гиршман вошел в «Союз деятелей московских художественных хранилищ», был товарищем председателя и председателем его. Союз содействовал развитию музейного дела и ставил целью создание институтов музееведения. Однако обстоятельства заставили В.О. Гиршмана эмигрировать из революционной России. В 1918 году в его особняке создали хранилище Музейного фонда, а в 1919 году всю коллекцию национализировали.

29 октября 1919 года в особняке Гиршмана новые власти открыли государственный Музей мебели. Однако музей в особняке у Красных ворот просуществовал недолго, и уже в мае 1920 года коллекцию перевезли в Александрийский дворец в Нескучном саду, где ее «разбавили» предметами из других частных собраний и дворцов.

Экспозиция Музея мебели в Александрийском дворце открылась 2 мая 1921 года. Здесь было представлено около полутора тысяч предметов, которые экспонировались в тридцати двух залах. На основе Музея мебели Наркомпрос планировал организовать Центральный музей декоративных искусств, поэтому в его коллекции было собрано немало произведений декоративно-прикладного искусства – жирандолей, бра, канделябров, подсвечников, зеркал (в том числе венецианской работы XVIII века), фарфоровых и хрустальных ваз, декоративных тканей, вышивок. Вместе с мебелью экспонировались часы в драгоценных футлярах, живопись, гравюры, другие предметы прикладного искусства…

В июле 1924 года в Москве создается Объединенный музей декоративного искусства в ведении Наркомпроса, в который наряду с Оружейной палатой и Памятниками Кремля, в качестве филиалов входят и созданные в начале 20-х годов Музей мебели, Музей фарфора и Музей игрушек.

Искусствоведы отмечали, что «развернутый после революции в Александрийском дворце Нескучного сада Музей мебели , является выдающимся в европейском масштабе художественным хранилищем. Музей не только показывает эволюцию русских мебельных форм, но дает также на западноевропейских примерах картину развития форм предметов декоративного искусства, назначенного для убранства комнат. Собранные здесь экспонаты из дворцов, усадеб и частных собраний, нередко дают образчики исключительного мастерства и совершенства».

Но несмотря на столь лестную характеристику специалистов, в 1926 году московский Музей мебели ликвидировали. Части уникальной коллекции повезло и ее распределили по музеям. Что-то из предметов попало в отдел дерева Исторического музея, работы западноевропейских мебельных мастеров – в Музей изящных искусств. Часть коллекции распродали через антикварные аукционы. Остальное передали в культурно-просветительные организации и государственные учреждения, но уже не как произведения искусства, а как обычную мебель. Растущие как на дрожжах госучреждения требовали большого количества шкафов, столов и стульев, с производством которых не могли справиться национализированные мебельные предприятия.

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ МЕБЕЛИ 
Только в конце ХХ века Москва смогла похвастаться новым Музеем мебели. 1999 год стал годом основания Музея, а 17 июля 2000 года он уже открыл свои двери для посетителей на Таганской улице, в отреставрированной усадьбе, принадлежавшей некогда известному вельможе екатерининских и павловских времен Николаю Аршеневскому.

Историю усадьбы можно проследить с середины ХVII в . Тогда здесь находилась Семеновская слобода торговцев, служилых людей и ремесленников. Свое название она получила по церкви Симеона Столпника, что стоит близ устья Яузы. Усадьба расположена напротив церкви Николая Чудотворца на Студенце (1672-1673гг.), здесь когда-то протекал небольшой ручей Студенец.

Основателями усадьбы были братья Петр и Яков Земсковы, удачливые купцы, они и поставили каменный дом в первой половине ХVII в. Уже в 1764 году сын одного из братьев, Данила Яковлевич Земсков, купец 1 гильдии и фабрикант, владелец лавки в Каретном ряду, подал прошение разрешить ему строительство каменной конюшни и сарая на его дворе. После пожара 1771 года усадьба была продана с аукциона рязанскому купцу и фабриканту Герасиму Андреевичу Ипатьеву, а уже в 1780 году куплена подполковником Астраханского драгунского полка Николаем Яковлевичем Аршеневским.

Почти при каждом новом домовладельце дом перестраивался. реконструировался, но, несмотря на многочисленные неблагоприятные обстоятельства, за долгую историю существования сохранилась основная планировка, большая часть сводчатых помещений подклета, часть сводов верхнего этажа. Уцелели на фасаде каннелированные пилястры и ионические капители, карнизы, окна, двери. Но декоративное убранство помещений сильно пострадало. Лишь благодаря совместным усилиям Правительства Москвы, Главного Управления Охраны Памятников и мастеров реставрационной фирмы «Смирвальд», практически из руин, удалось восстановить и отреставрировать усадьбу.

Экспозиция Московского Музея мебели занимает 10 залов, в которых конечно не встретишь Модульный шкаф ШРМ, но зато широко представлена мебель работы русских мастеров-краснодеревщиков XVIII — начала ХХ веков. От барокко и до модерна. Здесь представлены всевозможные типы мебели, от простейших табуретов, выполненных бывшими крепостными, до сложнейших, виртуозно исполненных бюро. Но основная тема музея -это интерьер и усадебная мебель первой половины XIX века. В отличие от парадной обстановки дворцовых интерьеров, спроектированных по единому архитектурно-декоративному замыслу, усадебные интерьеры формировались исходя из подражания столичным образцам и следования традиционному укладу жизни. При этом желания владельцев воплощались несколько стихийно и непоследовательно, в зависимости от их достатка, личных вкусов и прихотей. На рубеже ХVIII — XIX веков во многих домах появилось множество привезенных из Европы предметов мебели, кроме того, уже около полувека в России работали мебельные мастерские, изготовлявшие на заказ и тиражировавшие особо удачные образцы и типовые детали отделки. Но основная масса мебельной продукции все же делалась руками домашних крепостных умельцев. При копировании образцов русские мастера неизбежно приспосабливали свои изделия к вкусам и потребностям русского дома, упрощая отделку, используя отечественные породы дерева, русские мотивы, особенности рисунка древесины, — отчего эти предметы ощущаются нами теплее и трогательнее в своей рукотворной и неповторимой наивности.

Музей Мебели на Таганской улице — вторая попытка создания специализированного музея. Если в основу первого музея мебели было положено собрание мебели купцов — промышленников супругов Гиршманов — Владимира Осиповича (1836 – 19360) и Генриетты Леопольдовны (1885 — 1970) то основу второго музея мебели составляет частная коллекция основателей реставрационной фирмы «Смирвальд» супругов Смирновых Валентина Владимировича (1949) и Надежды Алексеевны (1950). Эта коллекция собиралась в Москве с 1972 года и продолжает пополняться по настоящее время в Музее Мебели.

В музее собрано много интересных и уникальных по-своему вещей, но истинным раритетом здесь считают выполненное специально для коронационных торжеств 1801 года в одной из русских усадеб и предназначенное для Александра I кресло к которому, по преданию, прикоснулась рука императора, оставив след на непросохшем лаке. Простое по форме березовое резное кресло украшено позолоченным российским гербом.

Музей ведет большую просветительскую работу, уделяет много времени и сил сохранению уникальных предметов русской усадебной мебели, проводит литературные и музыкальные вечера, принимает участие в  издании книг по истории мебели. В Музее происходит защита дипломов выпускников МГХПУ им. с.Г.Строганова.

Приятно осознавать, что история мебельного искусства России не заканчивается на последних «Поставщиках Императорского Двора», она продолжается.

Оцените статью