Жизнь добрых католиков нашего провинциального городка идёт своим чередом. С тех пор, как мы здесь поселились, литовское лето дозрело до праздника — Жо́лине (Žolinė). Чтобы получился Жолине, надо смешать яблочный спас с медовым, и добавить литовских трав. Такой рецепт, должно быть, изображают и аппетитные цвета литовского флага.
Название праздника произведено из слова "трава", а его формальной привязкой к церковному календарю стало Успение Богородицы. Травяное Успение гораздо уместнее, чем яблочное Преображение у православных, потому что культ матери-земли плодородия прекрасно вяжется с Богородицей и совсем не вяжется с бездетным Спасом.
Мы не знаем, как добрые католики готовятся к мессе, но мы — жарим сосиски на бранч. Сначала мясо — потом месса!
Из-за живой изгороди доносится голос соседской девочки. Она подпрыгивает и поёт: "Аллилуйя!". Близится полдень, время отправляться в костёл. Жители окрестных улиц уже стекаются туда, с полевыми букетами в руках. А нам интересно приглядеться к своему новому социуму.
Безбукетных прихожан во дворе костёла поджидает бабушка. Она единственный работник сферы торговли на территории храма. Это не по-русски, не по-православному — но не зря же к добрым католикам Мартин Лютер приходил.
Гедимину бабушкины букеты не нужны — маленькие. Он выщипывает рябину из огромного венка, сплетённого к празднику.
Заглядываем в костёл.
В боковом нефе — исповедь молодого грешника.
Девочка пришла в храм даже в гипсе. За это ей можно поставить ноги на скамеечку для коленопреклонения.
Маститая бабушка. Наверное, точно такое же фото можно было сделать здесь и в восьмидесятые.
В определённые моменты все чинно встают. Никто не крестится когда попало, не бродит по храму со свечками. Платья (и шляпки) прихожанки надели не потому, что так положено, а для торжественности.
Девочка в проходе смотрит на алтарь, а там, впереди, стоят принцессы.
Это не конфирмация, а тоже — для торжественности.
Один кунигас кропит цветочки в руках прихожан…
…а другой собирает пожертвования. Сбор средств идёт дольше кропления, но в обоих случаях за всех отдуваются те, кто сидят с краю. Бросают даже купюры — а это не меньше пяти евро.
Хор выше всего этого.
Поют довольно строго: во многих православных храмах куда больше католической чувственности, чем здесь.
После мессы все выходят на паперть, где какая-то активистка толкает речь. Говорит громко, без микрофона, экспрессивно жестикулируя.
Гедимин, тем временем, нашёл чётки под статуей Девы Марии…
…и догадался, что они надеваются на палец.
Мы направляемся к другому костёлу, потому что на площади перед ним собирается праздничная ярмарка. Первое, что там попадается на глаза — расцветший, как жезл Ааронов, чемодан. Хочется принять его за пророчество об укоренении русских эмигрантов на литовской земле.
Сельский юмор: "массажные кресла".
Стулья всех развеселили. Прохожие останавливались, щупали рукой, но сесть стеснялись.
Люди только начали располагаться…
…и тусоваться…
…а мы не остались на концерт: купили свежего мёда и кваса, и поспешили от жары в свой сад, изобилующий тенью и яблочным фрешем.
19/08/2015 16:00