Число судебных претензий к турагентам и туроператорам по поводу нарушения авторских прав на фотоизображения в последнее время выросло. При этом стало больше юридических компаний, которые пытаются строить свой бизнес на такого рода разбирательствах.
«Количество исков (о нарушении авторских прав. – Ред.) увеличивается, поскольку больше становится компаний, представляющих интересы авторов. И больше авторов привлекают такие компании. Турагенты и туроператоры действительно получают такие иски, но не только они, правообладателям все равно, какой вид деятельности: есть факт незаконного использования их произведения – значит, будет иск», – говорит юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская. Действительно, если раньше на защите авторских прав специализировались немногие – у всех на слуху ООО «Восьмая заповедь» и ИП Лаврентьев («Антипиратские технологии»), – то теперь стало больше истцов, в том числе из регионов.
ОАЭ: рейсов больше, денег меньше? Зима-2024/2025: на каких туроператоров ориентируются турагенты. Часть 3 Рейтинг предпочтений сотрудничества с туроператорами по ОАЭ, составленный по результатам голосования 500 турагентств Москвы и области, ожидаемо возглавляют крупные компании с большой полетной программой. Рейтинг предпочтений сотрудничества по ОАЭ Прогноз на сезон зима 2024/2025 Туроператорор Зима-2024/2025, % Зима-2023/2024, % +/- Anex 17,8 18,9 ▼ — 1,1 HotLine.travel
Еще одна тенденция: у тех, кто обращается в суд по защите авторских прав, поменялась стратегия. По словам юристов, есть два варианта обоснования размера компенсации. Во-первых, истец может опираться на пункт 1 статьи 1301 Гражданского кодекса РФ, и тогда в случае выигрыша процесса он вправе получить от 10 тыс. до 5 млн руб. Во-вторых, в случае применения пункта 3 той же статьи есть основания претендовать на компенсацию в двукратном размере стоимости законного использования фотоизображения, что подтверждают лицензионным договором. «Сейчас чаще идут вторым способом, поскольку меньше вероятность снижения судом компенсации», – отмечает Мария Чапиковская.
О новых тенденциях говорит и юрист Димитрий Морозов, рассказывая о последних делах в Арбитражном суде Московской области: «Истцами были использованы сложные стратегии с использованием лицензионных договоров, по которым фото покупались за многие десятки тысяч рублей. Затем они предъявляли иски с учетом двукратной стоимости прав на фото».
Кроме того, после вступления в законную силу решения представители правообладателей нередко подают иск на судебные расходы (от 10 до 40 тыс. руб.). То есть, как отмечает Мария Чапиковская, даже если турагенту удалось в споре снизить сумму компенсации до минимального размера 10 тыс. руб., дополнительно будут затраты на госпошлину и судебные расходы истца: «Ввиду этого вариант досудебного урегулирования сейчас более актуален».
Однако, чтобы решить вопрос до суда, турагентам и туроператорам нужно быть очень внимательными, предупреждают юристы. В первую очередь регулярно проверять почту, куда приходят претензии от правообладателей, следить, чтобы почтовый адрес был не просто номинальным, а реально действующим. Ранее в юридической компании «Байбородин и партнеры» рассказывали, что в ходе одного из дел туроператор узнал об иске уже после того, как прошли первые слушания.
В случае же получения претензии необходимо направить ответ со своими доводами и попытаться достичь согласия по размеру суммы компенсации. Если договориться не получилось, то тогда нужно в первую очередь изучать доказательства, положенные в основу иска. «Почти всегда лицо, подающее иск о нарушении авторских прав, собрало все нужные доказательства. Следовательно, в большинстве случаев лучшей стратегией будет работа в сторону снижения суммы взыскания», – говорит Димитрий Морозов. Практика показывает, что вполне реально ее уменьшить до 20 тыс. руб., хотя истцами заявляются, как правило, цифры в несколько раз больше.
Впрочем, до разбирательств – и досудебных, и судебных – дело лучше не доводить и, чтобы полностью застраховать себя от неприятных неожиданностей, участникам туристического рынка необходимо тщательно следить за контентом, который они выкладывают на своих сайтах и в социальных сетях. В частности, нужно заключать с фотобанками лицензионные соглашения на использование изображений, не следует использовать фото из открытого доступа без письменного согласия автора.