Цены даже на сезонные крымские фрукты в этом году зашкаливали, что неприятно удивило приехавших отдыхать на полуостров.Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
В том числе рекорды посещаемости уже в мае и июне были побиты в Крыму. Однако полуостров оказался совершенно не готовым к такому наплыву отдыхающих. Завышенные цены, переполненные пляжи, перегороженные заборами, и отсутствие нормальной инфраструктуры заставили россиян, даже много лет отдыхавших в Крыму до коронавируса, крепко задуматься: а нужен ли им вообще такой отпуск? Тем временем недовольство обстановкой на полуострове растёт и у самих крымчан. Местные жители жалуются, что цены стремительно повышаются, а доходы при этом снижаются.
Предприимчивые дельцы российских курортов резко подняли цены на проживание, как только стало понятно, что этим летом на российском юге ожидается туристический бум. Резкий рост бронирований в Крыму на летний период произошёл в том числе из-за закрытия Турции с апреля по июнь. Увеличение цен в популярных местах частного сектора порой доходило до 100 процентов, в среднем же отдых в разных сегментах размещения – отелях и гостевых домах – этим летом подорожал на 20–30 процентов.
Однако стремительный рост цен практически не повлиял на качество оказываемого сервиса. В результате многие отдыхающие окончательно разочаровались в пляжном отдыхе внутри страны. Во многом на это повлияли и общий рост цен на товары, и услуги на полуострове, гигантские пробки, а также массовая застройка прибрежных территорий. Эти же факторы серьёзно беспокоят и местное население.
Цены растут, сервис падает
Марина и Сергей Морозовы вместе с детьми отдыхали в одном и том же гостевом доме в пригороде Севастополя 13 лет подряд. В этом году семья провела на полуострове первую половину августа. «Убежать хотелось оттуда уже со второго дня. Похоже, теперь долго в Крым не вернёмся», – так описывает пара свой долгожданный отпуск.
«Наверное, просто жадность сгубила Крым в этом году. Они подняли цены на всё, а сами оказались не готовыми к такому наплыву туристов».
Марина Морозова (отдыхающая)
– На рынке персики стоят от 200 рублей, а нектарины от 250, при этом сады, откуда их привозят, расположены в пяти километрах. За стограммовую баночку местного джанкойского творожка просят 60 рублей, арбузы – от 30 рублей за килограмм против 6–10 в станицах Краснодарского края. На рынках, как в Москве, появилось большое количество выходцев с Кавказа. По мнению местных, это и влияет на ценообразование. В аквапарке отдали за вход 6 тысяч, при этом пришлось ещё бегать искать банкомат, так как карты там не принимают. На улице стояла 40-градусная жара, но место в тени найти было практически невозможно. Очевидно, ещё во время шторма у них сорвало все тенты, остались только деревянные каркасы, – рассказывает Марина.
По словам Марины, бесконечные проблемы окружали их и в гостевом доме. Напор в душе был таким слабым, что голову приходилось мыть в раковине, а для спуска унитаза использовать ведро с водой. В гостевом доме всего пять номеров, однако в жару, когда у всех постояльцев работали кондиционеры, не хватало напряжения даже для охлаждения комнат. При этом днём нельзя было пользоваться ни стиральной машинкой, ни микроволновкой. В результате ночью люди выстраивались в очередь на стирку.
– Удивительно, но даже радушные в прошлые годы хозяева, с которыми мы дружили, стали вести себя совсем иначе, – вспоминают Морозовы. – Постоянно делали нам и детям замечания и читали нотации. На наши претензии по поводу напора воды стали жаловаться, что всё стремительно дорожает, и их доходы за время, прошедшее после присоединения к России, уже упали на 300 тысяч в год, в том числе за счёт налогов и коммунальных платежей. При этом с виду никаких улучшений на участке и в номерах мы не заметили: всё те же старые столы с лавками для отдыха, кухня без кондиционера, застиранное постельное бельё. Конечно, я понимаю, почему они злятся на нас: бензин дорогой, продукты дорогие, при этом с материка приехали выходцы с Кавказца и начали традиционный распил местных рынков и прочих мест сбора доходов. Но нужно смотреть на всё и глазами своих клиентов – отдыхающих…
По словам Морозовой, их друзья из Нижнего Новгорода за 14 дней в том же гостевом доме с билетами и четырьмя экскурсиями на двоих потратили 120 тысяч рублей. За эти деньги они могли отдохнуть в Турции или на Кипре совсем в других условиях.
Туристы, посетившие Крым этим летом, рассказывают, что определённый негатив был замечен и на местных дорогах по отношению к машинам с материковыми номерами. Всё это усугублялось ещё и тем, что в отпускной сезон движение на полуострове парализовали серьёзные пробки.
«Во многих местах продолжается ремонт дорог, соответственно, большие заторы и на главных, и на объездных. Время в пути до туристических объектов в этом году у нас увеличилось в два раза по сравнению с прошлым».
Оксана Конькова (туристка)
– Да и сами экскурсии не всегда радовали. Поехали мы, например, на гору Ай-Петри, на подъёме – невероятная красота вокруг, как в сказке, но на самом плато просто кошмар. Кругом кавказцы хватают тебя буквально за руки, чтобы уговорить покататься на лошадях, шагу ступить невозможно. Сами животные в ужасном состоянии, кругом грязь и вонь от экскрементов, куча мух. В общем, деньги все хотят получить, а сервис при этом даже не по нулям, а в минусе. Кроме того, мы ощутили и хамство на дорогах по отношению к водителям машин с материковыми номерами, особенно с московскими и питерскими. Больше всего это было заметно в Симферополе. Нас намеренно не пропускали при попытке аккуратно перестроиться, зажимали и пытались подрезать, – рассказывает Оксана.
Заборы и мрамор вместо природы
Большое разочарование в этом году Крым вызвал и у любителей полудиких мест и бухт, где традиционно отдыхают с палатками. Массовая застройка полуострова добралась уже до заповедных зон, где ранее строительство было запрещено законом.
– Мы весь год живём в многоэтажной панельке в большом городе, – говорит Наталья Ракова, жительница Петербурга. – Поэтому на отдыхе предпочитаем тихие места вдали от больших населённых пунктов, обычно стараемся снимать дачи с участком, а не размещаться в отелях или квартирах. В последние годы мы арендовали домик в СНТ «Солнечная долина» в бухте Капсель у мыса Меганом. В этом году любимая бухта встретила нас трёхметровым забором с колючей проволокой, камерами слежения и будками с охранниками по периметру. Полностью отрезанной оказалась и дорога, по которой мы раньше могли за 15–20 минут дойти до пляжа. Хозяева о таком положении вещей заранее не предупредили, хотя цену по сравнению с прошлым годом на треть увеличить не постеснялись.
Массовая застройка добралась уже до заповедных зон Крымского полуострова. Фото: Виктор Коротаев/Коммерсантъ
Львиную долю бухты, на территории которой ранее было запрещено какое-либо строительство, несмотря на протесты местных жителей, огородили забором в декабре 2020 года для строительства учебного кампуса Университета креативных технологий. Ранее часть бухты уже была изъята под площадку арт-кластера «Таврида».
– Ситуация со строительством кампуса не нравится никому: ни местным, ни туристам. Вместо живописного уголка у нас перед глазами теперь территория, напоминающая зону, с колючей проволокой и камерами повсюду. Хорошо ещё, что пока от нас не отрезали уникальные капсельские пляжи, хотя при таком масштабном строительстве они быстро лишатся своей чистоты, а значит, и ценности, – говорит местная жительница Татьяна.
Дорогу для подъезда и прохода к морю перенесли ближе к мысу Меганом, в результате от части домов до моря теперь приходится идти пешком по 30–40 минут вместо 15-ти. Значительно сузилась и территория, на которой могут размещаться люди с палатками. В этом году, по словам Татьяны, всё пространство у моря из-за наплыва отдыхающих из Судака, где на пляжах яблоку негде было упасть, напоминало огромную заасфальтированную стоянку.
– Конечно, любителей дикой природы такое положение вещей абсолютно не устраивает. Отдыхающие, которые снимают у меня дом несколько лет, уже сказали, что, к сожалению, сюда больше не вернутся, – говорит женщина.
Жителям Крыма не импонирует идея строительства дорогой яхтенной марины в Балаклавской бухте, где всегда была особая атмосфера отдыха.
Фото: Наталья Чернохатова/Octagon.Media
Похожая судьба в скором будущем ждёт и Балаклаву. «Это удивительное место, где у каждого рыбака есть свой кот, где душа и сердце Крыма, хотят превратить в современную и модную марину в мраморе со стоянками для яхт и дорогими ресторанами. В Севастополе уже в бухтах, где стояли военные корабли, – куча дорогущих яхт. Про Большую Ялту и говорить нечего, её давно уже всю растащили по кусочкам. Там сплошные заборы и частные территории. Отдельных богатых людей и чиновников такое положение вещей, скорее всего, вполне устраивает. Вот только зачем это местным жителям и туристам с невысоким достатком, которые к тому же ценили полуостров именно за его самобытность и местный колорит?» – недоумевает жительница Севастополя Ирина.
Многие туристы обратили внимание, что, несмотря на наплыв отдыхающих, именно в этом году местные жители всё чаще стали говорить о своих разочарованиях после перехода полуострова в состав России.
– Больше всего люди жалуются на неоправданно высокие цены и падение общих доходов от курортного сезона, – рассказывает Татьяна Маслова, прожившая в Алуште с детьми три месяца (с мая по июль). – Цены на продукты, на мой взгляд, во многом завышаются искусственно, как в том же Сочи. Проблема ещё и в том, что из-за санкций на полуострове не работают недорогие сетевые магазины. К тому же Россия в июле ввела запрет на ввоз очередного списка товаров из Украины, в том числе мороженого, сладостей, напитков, соусов и кетчупов. Все продукты, ввозимые оттуда, стоили значительно дешевле, да и что говорить, были вкуснее.
С заработками от туризма, по мнению Татьяны Масловой, тоже всё понятно: рядовым жителям Крыма в летний сезон основные доходы приносят небогатые отдыхающие, снимающие жильё в частном секторе. А таких туристов даже в этом году на полуострове было значительно меньше, чем до 2014 года, когда сюда приезжали в целом менее богатые и, что немаловажно, менее притязательные отдыхающие из Украины. Больше было туристов и из Белоруссии. Сейчас для многих из них отдыхать тут слишком дорого.
По словам Татьяны, стремительная застройка прибрежной территории коммерческими объектами, естественно, также не внушает крымчанам оптимизма. Они чувствуют себя чужими на этом празднике жизни. Новые гостиницы или яхтклубы отрезают прямую дорогу к морю, но тебе самому никогда никаких дивидендов не принесут. Скорее, наоборот: очередной забор на прибрежной территории только отпугнёт потенциальных арендаторов твоего дачного дома или комнаты.
– Нужно понимать, что какие бы отели, рестораны и другие современные объекты инфраструктуры ни строились на полуострове, Крым в обозримом будущем не станет для россиян аналогом той же Турции, – отмечает турагент Анна Зорина. – Конечно, инфраструктуру местных курортов нужно улучшать, но в разумных пределах. Главное, чтобы стоимость отдыха для россиян внутри страны была адекватна ценам на зарубежных направлениях, учитывая, что за рубежом уровень сервиса несравнимо выше. Если цены на российских курортах будут, как и в этом году, обгонять зарубежные, Крым ждёт массовая потеря отдыхающих. Люди победнее или предпочитающие уединённые пляжи, не застроенные гостиницами и развлекательными заведениями, будут искать более подходящие направления по России, клиенты побогаче выберут заграницу. И я сама, и многие мои коллеги уже несколько лет назад приняли решение не работать с российскими курортами. Нам просто стыдно за тот уровень сервиса, которой клиенты нередко получают там за достаточно приличные деньги. Мне кажется, что пандемия дала Крыму шанс убедить большое количество российских туристов, что отдыхать на полуострове можно бюджетно и качественно. Однако ни власти, ни сами жители, зарабатывающие на отдыхающих, эту возможность не использовали. Всех сгубила жажда быстрой наживы, которая никак не способствует развитию туризма в Крыму в будущем.
Светлана Цикулина