…и хочет изменить Федеральные авиационные правила
Автор: Елена Талпэу
ПАО «Транспортная клиринговая палата» (ТКП) пытается узаконить взимание таксы под кодом ZZ за оформление договоров перевозки. Об этом порталу TourDom.ru 16 августа сообщил осведомленный источник. По его словам, компанией подготовлен законопроект о соответствующих изменениях в Федеральных авиационных правилах (ФАП). Документ находится в Минтрансе и готовится для публикации на сайте правовой информации.
По сведениям источника, в самой ТКП утверждают, что на стоимости авиабилетов это не отразится, так как такса ZZ уже на протяжении 20 лет включается в стоимость авиабилетов. При этом, как пояснил эксперт, этот сбор нигде не узаконен. Два года назад на это обратил внимание экс-министр транспорта России Максим Соколов, который направил обращение в Ространснадзор с целью «проверки обоснованности и правомерности взимания ПАО «ТКП» указанной платы и принятия мер реагирования при необходимости».
Центробанк просит туроператора отчитаться
Как быть и можно ли отказаться?
В редакцию HotLine.travel обратился представитель московского туроператора. Компания на рынке вот уже 20 лет, но впервые столкнулась с такой ситуацией. 17 мая на ее адрес пришло письмо от Центрального банка РФ, в котором говорилось – теперь туроператор должен составлять и предоставлять в Банк России статистику о своих туристах.
HotLine.travel
Сейчас такса ZZ составляет 185 рублей и включается в стоимость авиабилета. Пару лет назад сумма была меньше – 125 рублей. При этом у иностранной систем BSP, через которую российские авиакомпании также могут осуществлять взаиморасчеты, подобных сборов нет.
Инициатива «ТКП» вызывает опасение у рынка: «Такса – это переменная величина. Если ее узаконят в ФАП, никто не запретит повысить сумму – хоть до 1000 рублей. Мы это проходили с топливными сборами, аэропортовыми услугами. Однозначно, когда такса станет легальной, найдется много объяснений, почему она должна быть больше. Острее всего эти изменения почувствуют пассажиры субсидированных внутренних рейсов».
В Ростуризме законопроект также вызывает вопросы. Федеральное агентство направило в Минтранс заключение, в котором сказано, что это «может повлечь взимание с туристов дополнительных сборов, включаемых в стоимость туристического продукта». Кроме того, регулятор подчеркивает: неясно, как туроператор будет рассчитывать фактически понесенные расходы при аннуляции тура. Копия документа имеется в распоряжении TourDom.ru.
Отметим, что в 2018 году через ТКП прошло около 16 % трансакций – на бланке ТКП было продано 15 млн 600 тысяч билетов. Российской системой взаиморасчетов пользуются преимущественно региональные авиакомпании NordStar, «Якутия», «Руслайн», «ИрАэро», «Газпромавиа», «Северсталь», «Ижавиа», «Красавиа». Из крупных перевозчиков – только Utair.