Что делать, если турбазу внезапно закрыли.
14 июня, в самый разгар первой смены в детских лагерях, вдруг стало известно, что сотни детей остались без отдыха — Роспотребнадзор не разрешил открыть нескольких баз отдыха, которые находятся в ведении санаторно-курортного объединения «Профтургаз». Родители в шоке: как так? Телефоны лагерей и компании молчат, есть только почта, на которую и рекомендуют отправлять заявление на возврат средств. «Известия» разбирались в ситуации.
Некуда пристроить
«Органы Роспотребнадзора отклонили наш запрос на снятие судебного решения о приостановке лагеря на 60 дней. В связи с этими обстоятельствами компания, к сожалению, не сможет выполнить взятые на себя обязательства», — уточняют на сайте лагеря «Горки». Примерно такой же текст висит на сайте лагеря «Немо», в «Соколенке» с 3 июня расторгли договор аренды.
Когда 1-го числа смена в «Горках» так и не началась, родителей успокаивали: вот-вот всё уладим, а 7 июня сдались. Некоторые родители купили путевки сразу после Нового года, кто-то в апреле.
«Отзывы были сплошь положительные, лагерь не новый, но успевший хорошо зарекомендовать себя — некоторые родители оставляли там своих детей сразу на несколько смен. Красота!» —пишет журналист «Комсомольской правды» Владимир Кирдяшов. Хотел сына отправить в лагерь «Горки», который расположен в деревне Каменка.
В мае привычные телефоны «Профтургаза» перестали отвечать — Владимир Кирдяшов забеспокоился, но нашел новые контакты. Собеседник в трубке успокоил: всё отлично, но вы точно в «Горки» хотите, может быть, в Let's GO Camp (базируется в пансионате «Салют»)? Не ожидая подвоха, родители все-таки настояли на «Горках». Случайно, за неделю до поездки, зашли на сайт — и вот сюрприз.
«Деньги нам не возвращают. А сумма собралась немалая. Анонсировали, что первая смена состоит из 150 человек. Каждая путевка стоила от 40 тыс. рублей», — цитирует одну из родительниц, Екатерину Малинову, издание «Общественная служба новостей». Женщина купила путевку в лагерь «Немо».
Расстроенные родители уже написали коллективное обращение в Роспотребнадзор и президенту. Семья Митрюшиных, у которых и без того ипотека, отдала за отдых двоих сыновей почти 80 тыс. рублей. А Мария Замтфорт, мать-одиночка, пишет издание, вынуждена ходить на работу вместе с дочкой — оставить не с кем.
«Она устала, и мне ее жалко. Но у меня не было даже шанса найти другой лагерь: нет денег, да и время упущено», — говорит Мария.
Заняли на путевку
Сергей Снежков — один из немногих родителей, который смог найти лагерь на замену. 9-летний сын первый раз собирался в лагерь: настроился, буквально сидел с рюкзаком в обнимку.
«Как я ему объясню, что из-за проблем с государством лагерь закрыли и отдыха не будет? Первый раз едет, хочется по-человечески, — говорит «Известиям» отец троих сыновей. — Путевка в «Горки» стоила 38 тыс. рублей. Новый лагерь обошелся чуть подороже — 40 тыс. рублей с лишним, потому что ехать уже на следующей неделе, а все дешевые путевки разобраны. Пришлось подзанять денег в надежде, что ту сумму нам вернут».
Лагерь пока молчит. Впрочем, говорит Сергей, лагерь в его ситуации ни при чем — покупал путевку через туроператора детского отдыха «Волна». С него и спрос, но компания возмещать убытки пока не торопится.
«Волна» обещает вернуть деньги, но в течение 2–3 месяцев. «Когда мы получим деньги с лагеря, потом мы сможем вернуть их вам». Пока на словах. Говорю: «Пришлите мне официальное письмо о сроках», но они отказываются, предлагают приехать к ним и разговаривать, — поясняет Сергей. — Я разговаривал с юристами: однозначно в течение 10 дней при расторжении договора обязаны деньги вернуть».
Доводить дело до суда не хочет. Объясняет: муторно и долго. Планирует доехать в офис «Волны» и получить как минимум письменный отказ, а дальше решит.
Интересно, что еще в 2005 году кто-то оставил душераздирающий отзыв «Профтургаз — обманщики». Впрочем, сколько с тех пор воды утекло и стоит ли верить всему, что пишут в интернете?
«В лагере «Горки» была в конце апреля, он вовсю готовился к приему детей, столовая работала, готовили вкусно, на территории и в корпусах — чисто. Я не знаю, что Роспортребнадзор мог найти, для того чтобы воспрепятствовать открытию лагеря», — недоумевает в комментариях к новости про закрытие лагеря пользователь Галина.
«Конечно, не ищешь досконально, какое юрлицо у лагеря и что с ним происходит. Кто-то из наших далеких знакомых был в «Горках», остались очень довольны. Кто в этой ситуации виноват — опять же вопрос, — рассуждает Сергей. — Сам лагерь за то, что не соблюдал какие-то требования, или государство, которое придирается ко всяким мелочам? Или родители детей, которые на что-то пожаловались? Увольняют же ни за что учителей».
Комнаты маленькие, ветки сухие
Следственный комитет РФ по г. Москве уже назначилдоследственную проверку по факту невыполнения лагерем взятых на себя обязательств по организации детского отдыха. Не исключено, что, зная о вероятном закрытии лагеря, не имея разрешительных документов, руководство всё равно продавало путевки, а это уже явное нарушение. К слову, еще 22 мая на сайтестоличного управления Роспотребнадзора появилась информация о том, что ДОЛ «Горки» ООО «КДОЛ «Горки-Соколенок» вынесен протокол о временном запрете деятельности. Материалы были направлены в суд, но ведомство уточняет: «На сегодняшний день в лагере проводятся мероприятия по устранению выявленных нарушений». Но вовремя устранить нарушения не получилось.
«Где-то сухие веточки на деревьях нужно подпилить, где-то ямка, но таких вопросов, чтобы действительно невозможно находиться детям, у нас нет», — говорит Первому каналу заместитель директора по безопасности детского оздоровительного лагеря «Горки» Юрий Лопатка. Нарушений насчитали около 15: то комнаты малы, то деревянные двери плохо ошкурены.
«Наиболее эффективным способом возврата денег будет заявление иска не в гражданском процессе (особенно учитывая количество потерпевших), а в рамках рассмотрения уголовного дела. В данном случае в действиях сотрудников санаторно-курортного объединения возможно при определенных условиях усмотреть признаки преступления — например, никаких реальных мер в процессе сбора денег с родителей для дальнейшей работы лагеря организатором принято не было, — советует в разговоре с «Известиями» адвокат Коллегии адвокатов «Меклер и партнеры» Анатолий Клейменов. — В данной ситуации родителям в первую очередь необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела по статье 159 УК РФ («Мошенничество») и уже в рамках уголовного производства заявить требования о взыскании имущественного ущерба. Если уголовное дело будет возбуждено, а фигуранты установлены, то они будут заинтересованы возместить ущерб родителям, поскольку при вынесении судом обвинительного приговора это может быть признано судом смягчающим обстоятельством».
Следи за реестром, будь осторожен
«Это безобразие, я считаю», — говорит «Известиям» исполнительный директор Межрегиональной общественной организации «Содействие детскому отдыху», член экспертного совета комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Галина Суховейко. От нее узнаем, что закрыт еще один лагерь на 400 мест — руководитель никого не слушал и не сделал ничего, чтобы устранить нарушения. 18 июня стало известно, что из-за нарушений закрыт еще и палаточный лагерь в Калужской области.
«Я знаю, что «Горки» просили другие лагеря взять детей. Пока сложно сказать, что произошло. Потому что в других субъектах Российской Федерации Роспотребнадзор не просто выполняет только контрольную функцию, но они еще и сопровождают лагерь в подготовке, говорят, что нужно сделать, чтобы получить разрешение на открытие. Но, видите, встречаешься и с такой практикой, когда только контроль».
Родителям на заметку: хотите отправить ребенка в надежный лагерь — изучайте реестры и рейтинги лагерей.
«Рейтинг включает лагеря, которые соответствуют всем требованиям и которые получили санитарные разрешения, — говорит Галина Суховейко. — Мне в Роспотребнадзоре говорят: «Почему родители не смотрят, не интересуются, когда покупают путевку в лагерь?» На сайте каждого субъекта должен висеть реестр лагерей, тогда понятно, что с этими лагерями работают и они готовы работать с детьми».
В Москве, к слову, немного сложнее. Единого полного рейтинга нет, но есть отдельные — исходя из того, кто их курирует. Так, списки благонадежных баз отдыха можно посмотреть на сайтеМинистерства социального развития Московской области. На сайте Управления Роспотребнадзора по г. Москве опубликованы реестручреждений, на базе которых организована «Московская смена», исписок лагерей, у которых есть заключение о соответствии требуемым санитарным нормам и правилам. Впрочем, неожиданности тоже случаются: лагерь «Соколенок» в апреле в списке есть.
И всё равно возникает вопрос: если лагерь знал, что смена срывается, ищет, спрашивает у коллег варианты, куда же пристроить детей, почему же не ведется диалог с родителями? Элементарно сразу объяснить людям: такая ситуация, вернем деньги или предлагаем альтернативный лагерь.
«Это если деньги есть, — уточняет Галина Суховейко. — Допустим, я — начальник лагеря, мне надо подготовить его к открытию. Столько денег надо! Заплатить за то, за другое, за третье… Какое-то время продаю путевки, потому что нужны деньги. Набрала, что-то потратила, а мне раз — и не разрешают открыть лагерь, я что-то не доделала. Представляете, какая это ситуация! Или взять не только частный, а муниципальный лагерь. Выиграла я тендер, путевки набрала, но по условиям тендерной системы мне за них заплатят только по завершении смены. А чтобы ребенок отдохнул в нормальных условиях, мне где брать деньги? В общем, настолько еще вся система не упорядочена, вопросов очень много. В тех субъектах, где хорошо выстроена система взаимодействия со всеми, в том числе и с родителями, таких вопросов не возникает».
Елена Мотренко