Почему шейхи Объединенных арабских эмиратов режут курицу, несущую золотые яйца – российский туризм
По информации Ассоциации туроператоров России (АТОР), начиная с 9 мая к страховщикам обратилось около 40 постояльцев отеля Sheraton Sharjah Beach Resort & Spa 5* в Объединенных Арабских Эмиратах. «По одному из указанных обращений потребовалась госпитализация. В остальных случаях туристы получили амбулаторное лечение»,- сообщает АТОР.
Окончательный диагноз туристам пока не поставлен, результаты анализов станут известны через десять дней. По предварительным данным, постояльцы отеля могли заразиться ротавирусом, предварительно записан диагноз «гастроэнетрит».
Об отравлении туристов в Sheraton стало известно 14 мая. Постояльцам гостиницы стало плохо после завтрака 9 мая. Отдыхающие в отеле Sheraton гости из Екатеринбурга сообщили, что после завтрака около 50 российских и иностранных туристов почувствовали себя плохо.
«Мы создали общий чат из 50 человек, которые почувствовали себя плохо после завтрака. Однозначно причина в еде. Мой ребенок не завтракал, поэтому не заболел. А нам с мужем до сих пор плохо», — рассказала одна из туристок.
Данный случай довольно тревожный симптом для туристического бизнеса ОАЭ.
Всем хороши Объединенные Арабские Эмираты – и роскошью своих шестизвездочных отелей, и сказочными искусственными островами, и самым высоким в мире зданием Burja Halef, и всемирной славой эмирата Дубай как рая для туристов.
Но в этой огромной бочке эмиратского меда есть маленькая капля дегтя, которую местные шейхи, надо полагать, даже не замечают. Или замечают, но не придают ей значения по той причине, что им, похоже, неизвестна русская пословица «не руби сук, на котором сидишь».
Откроем карты: этот «сук» — туризм. Если Земля, как считали древние арабские ученые, стоит на трех китах, то экономика ОАЭ чем дальше, чем больше будет зависеть от туризма.
Российские деньги для экономики Дубая
Ровно 20 лет назад 83 процента доходов этого «оазиса в пустыне» составляли деньги от продажи нефти, но сейчас их доля в ВВП значительно уменьшилась. Доходы ОАЭ от туризма ежегодно растут каждый 15-20% и на сегодняшний день составляют примерно 20 миллиардов долларов в год. Но это не значит, что эмиратские шейхи уже диверсифицировали свою экономику. Просто доходы от продажи нефти позволяют финансировать развитие туристического бизнеса, опреснять в неслыханных и губительных для экологии масштабах морскую воду, ставить кондиционеры даже на автобусных остановках, выращивать в коммерческих масштабах клубнику и т.д. Если доходы от нефть вдруг упадут, то по принципу домино, все остальные отрасли рухнут. И тогда на плаву эмиратский рай сможет поддерживать только туризм.
В эмирате Дубай ситуация еще более «радикальная». Дубай, конечно, уникальный проект. Нас самим нужно многому учиться у них, но без серьезных новых вливаний и перспектив роста эта страна вскоре может напомнить пресловутую пирамиду МММ.
Нескончаемые стройки стали нормой для Эмиратов. Из-за падения цен на нефть сильно упала стоимость недвижимости. Строительство многих объектов замораживается или вовсе прекращается.
Через пару десятков лет доходов от нефти начнет не хватать, или цена ее взлетит так высоко, что люди перейдут на другие источники энергии. И тогда мыльный пузырь Дубая просто-напросто лопнет. Этот город будет служить самым наглядным примером того, как профукать кучу денег, не особенно заботясь о последствиях.
К чему весь этот разговор, спросите вы. А к тому, что в настоящее время власти Дубая делают все, чтобы отвратить от себя именно российских туристов, и в первую очередь российских бизнесменов, еще недавно считавших, что в Эмиратах они могут рассчитывать на радушный прием и объективное правосудие. Ведь из 16 миллионов туристов, приезжающих сюда за год существенный и все более растущий процент – туристы из России.
Речь идет о резонансном и скандальном аресте яхты Luna в порту Дубая, принадлежащей семейному трастовому фонду Фархада Ахмедова. Мировая печать оживленно комментирует это не правосудное решение дубайского суда, взявшего, как говорится, «под козырек», британским властям, которые начали охоту за активами российских бизнесменов. И первой жертвой этой охоты стал российский предприниматель, не пожелавший прогибаться перед британскими властями и поливать грязью Россию и ее президента.
Не нужно сердить «русского медведя»
Почему же в Эмиратах пошли на то, чтобы демонстративно унизить российскую сторону? Почему дали понять, что они действуют заодно с представителями английского правосудия, которые попытались, по сути, узаконить захват чужого имущества? Но где Англия, а где ОАЭ? Почему в Эмиратах проигнорировали тот факт, что более полумиллиона российских туристов приносят существенную и все возрастающую долю вливаний в их экономику?
Насколько дальновидно было сердить «русского медведя»? Ведь в мире много других, более дешевых туристических маршрутов, чем этот «рай в пустыне». Вопрос тут даже не в яхте, а в отношении к тем, от кого государство кормится. В Турции, как известно, более пяти чистых морей. И отдых на неделю в хорошем отеле по системе все включено обходится почти столько же, сколько как в Дубае стоит один номер в отеле за ночь, не считая питание и авиабилеты. Кроме того, не так давно в Дубае ввели налог на добавленную стоимость со всех покупок. Раньше его не было.
Мы разделяем озабоченность властей Эмиратов и их стремлением к привлечению инвестиций и туристов в Дубай. Но только в случае, если наши интересы, в том числе и геополитические, будут соблюдены как минимум, и что там будет демонстрироваться уважение к россиянам.
То, что Дубай был и остается криптоколонией Британской Короны, непредвзятым аналитикам стало ясно уже после скандальной истории со знаменитым на весь мир российским оружейным конструктором Владиславом Лобаевым, который по приглашению местных шейхов открыл в ОАЭ фирму по производству лучших в мире сверхдальнобойных снайперских винтовок. Его изделия, кстати, были приняты на вооружение армией Эмиратов, но вскоре он был вынужден вернуться в Россию. По слухам, причиной этого были неприемлемые для него предложения со стороны как дубайских властей, так и их западных кураторов. Лобаев, точно также, как и Фархад Ахмедов, не пошел на поводу у западных спецслужб. Сегодня его чудо-винтовки стоят на вооружении российских военных специалистов.
То, что дубайские шейхи не только не способны к стратегическому планированию, но даже не видят, что у них творится буквально под носом, ни для кого не секрет. Тот факт, что в Дубае до сих пор нет централизованной единой системы канализации, и фекалии, так сказать в рабочем порядке сливают в океан, говорит о многом.
Шейхи живут, так сказать, одним днем, не понимая, к примеру, что запредельное потребление опресненной и поднятой из сверхглубоких скважин воды (по 500 литров в день на каждого живущего в Дубае человека) в самой ближайшей перспективе может вызвать необратимые изменения климата.
В ОАЭ — отличные шестизвездочные отели и потрясающие морские пляжи. Но в последние время стали появляться сообщения о сбросах отходов уже и вблизи этих самих пляжей.
Одна из главных проблем страны — рост населения. Жилые кварталы в Дубае разрастаются невиданными темпами. При этом строители не успевают организовывать инфраструктуру. Чаще всего, отходы сбрасываются на специальные отстойники в пустыне, что ощутимо бьет по имиджу курортов.
В Эмиратах просто ужасное качество водопроводной воды, которая получается путем опреснения морской. Она пригодна для питья с большой натяжкой.
ОАЭ и Дубай в первую очередь в ближайшее время ожидает не только проблема дефицита питьевой воды. Климатологи предупреждают, что здесь через два-три десятка лет станет настолько жарко, что жить в ОАЭ станет абсолютно невозможно.
Все эти проблемы могли бы эффективно решаться при сотрудничестве с российскими предпринимателями, но примеров подобной кооперации пока практически не видно.
Характерным примером является история неудачного сотрудничества с ОАЭ мощнейшей российской госкорпорации «Роснефть». В начале нулевых годов российский нефтегазовый гигант начал присматриваться к возможности наладить в эмиратах добычу газа.
В 2010 году Роснефть вошла в проект с арабской Crescent Petroleum по месторождению газа в Шардже. Добычу планировалось начать в 2013 году. Представляющая интересы российской компании «РН-Эксплорейшн» получила 49% в проекте, контрольный пакет оставался у ближневосточной компании.
Однако проект с самого начала ждали проблемы. Роснефть планировала вложить в проект 630 млн долларов, однако прекратила работы в 2011 году. По официальным данным, бурение первой скважины было прекращено по причинам технического характера, и скважина была законсервирована.
Не получилось сотрудничества с местными шейхами и у другого российского гиганта – Газпрома. Дочка Газпрома, компания «Газпром нефть» в свое время создала совместную компанию для участия в проектах по добыче нефти – Западно-Сибирский инвестиционный консорциум, в котором у компании 26%, еще 25% – у «Газпромбанка», по 24,5% – у РФПИ и Mubadala. В частности предполагалась совместная разработка одного из самых крупных в мире Эргинского месторождения в ХМАО. Участие в таких проектах – это один из самых реальных шансов на выживание для эмиратских шейхов после того, как их собственные нефтяные запасы истощатся. И в этом свете отказ арабской стороны от участия в проекте был полной неожиданностью.
Во всех перечисленных нами случаях недобросовестного поведения представителей ОАЭ по отношению к россиянам одна видится единственная причина. Сильнейшее давление британских властей, контролирующих буквально каждый вздох руководителей своей бывшей колонии и вынуждающих их не только отказываться от самых выгодных, сулящих большую прибыль на долгие годы совместных с Россией проектов, но заниматься откровенным вредительством, идти на неприкрытый правовой произвол, как это произошло в случае ареста яхты Luna.
Возможно, дубайские власти успокаивают себя надеждой, что Британская Корона сможет гарантировать им спокойствие в бурном море исламистского джихада? Но это столь же далеко от реального положения дел, как вершина супернебоскреба Burja Halef от его подножия.
У англосаксов нет, и не может быть постоянных друзей, это известно еще со времен знаменитого высказывания лорда Пальмерстона: «У нас нет ни вечных союзников, ни постоянных врагов, но постоянны и вечны наши интересы». Можно не сомневаться, что Великобритания сдаст Эмираты и сказочный город Дубай, не моргнув глазом, если вдруг этого потребуют ее геополитические интересы. Сегодня эти интересы направлены на ограбление российских бизнесменов в пользу скудеющего британского бюджета. И недалекие шейхи покорно подносят, как говорится, на блюдечке своему британскому Суверену красавицу яхту, не задумываясь, что может быть уже завтра. Не только их собственные яхты и прочее нажитое добро может быть принесено в жертву англосаксонским геополитическим интересам. И рядом уже не будет большого российского брата, чтобы их защитить.
Денис Кузнецов.