В процессе любого автодорожного происшествия образуется множество следов. Транспортные средства, двигаясь по дороге, оставляют на ней различные по своей природе следы: скольжения, торможения, юза, волочения и т.д. При столкновении между собой, на автомобилях образуются не только «вмятины», но и другие механические повреждения, такие как задиры, порывы, царапины.
Каждый отдельно взятый след несет в себе информацию о том, каким образом развивалось происшествие в конкретной фазе. Исследование всей совокупности следов, дает нам представление о едином механизме дорожно-транспортного происшествия.
Изучение следов аварии, в целях расследования ее причин и обстоятельств, входит в предмет экспертиза трасологическая при ДТП.
В статье мы расскажем о трасологической экспертизе при ДТП, разъясним в каких случаях целесообразно назначать трасологическую экспертизу, рассмотрим вопросы, которые решает трасологическая экспертиза при ДТП.
Для чего назначается трасологическая экспертиза при ДТП
Основная задача, решаемая трасологической экспертизой, заключается в определении механизма автодорожного происшествия. Механизм происшествия отражает последовательность всех его стадий, от начала до конца.
Например, разобраться без трасологии невозможно при авариях, связанных с перестроением транспортных средств, движущихся попутно. Когда оба участника происшествия говорят о том, что они двигались без изменения направления движения. Причем каждый из водителей утверждает, что его оппонент совершал маневр перестроения и не выполнил требование ПДД РФ о предоставлении преимущества в движении транспортному средству, движущемуся без изменения направления движения, то есть прямо.
Также к транспортной трасологии обращаются в тех случаях, когда требуется провести идентификационное сравнение следов происшествия с представленными образцами.
Например, при осмотре поврежденного автомобиля с места происшествия были изъяты образцы следов наслоения автоэмали, оставленные скрывшемся с места аварии транспортным средством. В ходе расследования дела по подозрению в совершении происшествия задержан автомобиль, имеющий следы отслоения автоэмали на переднем бампере. Обнаруженные на задержанном автомобиле следы по цвету, форме и характеру образования соответствуют следам, изъятым при осмотре поврежденного автомобиля. Для ответа на вопрос о причастности задержанного автомобиля к дорожной аварии назначается трасологическое экспертное исследование.
Участникам дорожных автотранспортных происшествий следует знать, что объектами трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются следы, то есть зафиксированные материально отражения отдельных предметов, транспортных средств, людей. Без следов не может быть никакой трасологии.
Круг вопросов, решаемых посредством проведения данной экспертизы, достаточно широк. В зависимости от исследуемых объектов, целей и задач экспертизы, можно выделить три группы вопросов.
Первая группа вопросов направлена на определение групповой принадлежности автомототранспортных средств:
- к какому виду транспорта относятся следы, оставленные на месте происшествия?
- какой моделью шины оставлен след, изъятый с места дорожной аварии?
- принадлежат ли следы указанному виду транспортного средства?
- возможно ли соударение автомобилей А и В исходя из формы, размеров и расположения следов на транспортных средствах?
Вторая группа вопросов применяется в целях установления целого по частям:
- являются ли поврежденные объекты деталей, обнаруженных на месте происшествия частями конкретного транспортного средства?
- не являлись ли до дорожно-транспортного происшествия одним целым частицы краски (стекла, пластмассы), обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах?
Третья группа вопросов связана с установлением конкретного автомототранспортного средства:
- принадлежат ли следы данному транспортному средству?
- одним или несколькими транспортными средствами оставлены следы?
- данной ли автомобильной шиной оставлены следы на месте происшествия?
Эксперты – трасологии в своих исследованиях могут решать ряд вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортной аварии.
Участникам производства по делу предлагаем следующие формулировки задач для экспертного трасологического исследования.
- Определить механизм происшествия (указать дату, время, место и состав участников).
- Определить место столкновение транспортных средств (место наезда на пешехода, наезда на препятствие).
- Соответствует ли место столкновения (наезда), указанное на схеме места происшествия экспертным расчетам?
- Определить место наезда на пешехода (препятствие).
- Какова последовательность столкновения АМТС?
- Какими частями АМТС произошло контактное взаимодействие?
- Определить угол столкновения АМТС?
- Кто из указанных в постановлении о назначении экспертизы лиц, находился за рулем автомобиля?
Трасология назначается всегда, когда речь идет о столь распространенных в наше время «подставах». Широкое распространение получило назначение транспортно – трасологических экспертиз страховыми компаниями. Именно этот вид транспортной экспертизы достоверно и точно определяет соответствие повреждений на транспортных средствах механизма и обстоятельствам дорожно- транспортного происшествия.
Назначение и проведение трасологической экспертизы при ДТП
Данная экспертиза может быть назначена на любой стадии производства по делу, однако, оптимально проводить исследование в ходе дознания (предварительного расследования). Именно эта стадия нацелена на установление лица виновного в совершении аварии. Нормативной базой для назначения и проведения трасологической экспертизы при ДТП, являются процессуальные кодексы РФ – УПК, ГПК, АПК и нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По общему правилу, трасологическое экспертное исследование проводится в рамках комплексной транспортно-трасологической или дорожно-автотехнической экспертизы.
Участники производства по делу об автоаварии для решения организационных вопросов при назначении трасологической экспертизы могут воспользоваться рекомендациями, изложенными в статьях раздела сайта «Экспертизы дорожно-транспортных происшествий».