Заседание президиума Государственного совета, которое состоялось в августе 2015 года в Крыму, впервые было посвящено исключительно вопросам развития туризма в Российской Федерации. О том, какие актуальные темы были вынесены для обсуждения, и о том, какое влияние это заседание может оказать на развитие туристической отрасли, корреспонденту РИА Новости рассказал глава Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.
— Темы, связанные с туризмом, за последние пару лет стали достаточно часто появляться в информационных сводках СМИ. Россияне все чаще проводят свои отпуска и выходные дни за пределами родных городов. Можно ли надеяться, что заседание Госсовета, посвященное исключительно вопросам развития туризма, станет отправной точкой в изменении стратегии развития отрасли?
— Я бы сказал, что проведение подобного мероприятия задает стратегически важное направление развития туризма в Российской Федерации. Заседание президиума Госсовета впервые было полностью посвящено развитию туризма в Российской Федерации, и, открывая заседание, Владимир Владимирович Путин отметил, что развитие туризма в настоящее время это исключительно важная задача, и подчеркнул, что внутренний и въездной туризм приобретает серьезную значимость.
— Какие именно темы поднимались на заседании?
— Главным образом были затронуты пять блоков вопросов. Первый блок был посвящен тому, что существующий с 1996 года закон, который регулирует туристическую отрасль, нацелен больше на защиту прав и интересов туристов, выезжающих за рубеж. Мы предложили доработать этот закон с точки зрения того стратегического направления, которое туристская отрасль приобретает в России, а именно сделать акцент на развитии внутреннего и въездного туризма. Это очень важный блок, который включает в себя в том числе и защиту интересов туристов. Например, мы уже начали реализацию проекта "Электронная путевка", но это требует закрепления в законодательстве.
Второй блок, который был озвучен, связан с тем, что турагентский рынок в России никак не регулируется. Кстати, президент во вступительном слове тоже об этом говорил. Агентский рынок — это основная розница, через которую идет продажа туристического продукта в России. Но у нас никто не знает точно, сколько в стране действует турагентов — 18 или 30 тысяч? При этом мы сталкиваемся с тем, что туристическая отрасль является не совсем прозрачной и именно в турагентском бизнесе действует очень много серых схем.
Поэтому мы предложили создать Единый федеральный реестр и компенсационный фонд специально для турагентов. Причем создать их не на базе Федерального агентства по туризму, а при ассоциации "Турпомощь". Это эффективно работающее объединение, которое показало свою эффективность в прошлом году, в период, когда более 20 компаний ушло с рынка и пришлось возвращать из-за рубежа более 50 тысяч наших туристов. Напомню, что это было сделано без единого рубля бюджетных средств, только за счет тех механизмов, которые были зафиксированы в ассоциации "Турпомощь" и за счет средств самого туроператорского рынка. Эту логику мы предложили распространить на турагентский сектор. Мы считаем, что если создавать реестр на базе ассоциации, то процесс не потребует дополнительных денег из бюджета.
Следующий блок вопросов связан с развитием въездного туризма в РФ. Говорили о том, что такой туризм это и элемент "мягкой" силы, и не сырьевой экспорт услуг РФ. То есть когда к нам приезжают туристы, то, по сути, мы экспортируем услуги, получая за это деньги. В прошлом году иностранные туристы оставили в России порядка 12 миллиардов долларов, но я считаю, что эта сумма может быть значительно больше. Для этого мы должны создать комфортные условия для отдыха иностранцев.
Все начинается с того, насколько удобно и комфортно иностранным гражданам получать наши визы. На наш взгляд, для того чтобы успешно развивался въездной туризм в РФ, нам необходимо идти по пути упрощения визовых процедур и повышения технологичности их выдачи.
Мы предлагаем распространить практику нахождения в течение 72 часов без виз для транзитных пассажиров. Такая система уже работает, например, в Санкт-Петербурге для пассажиров морских круизных и паромных судов и успешно себя зарекомендовала. Мы предлагаем распространить такой порядок посещения страны и для пассажиров речных круизов. Законопроект, касающийся авиапассажиров, уже разработан и находится в Государственной думе. В нем определены 12 аэропортов, в которых транзитные пассажиры могут получить такую возможность.
Еще один важный момент — получение виз по прилете в аэропортах. Также мы считаем, что очень хорошо себя зарекомендовали групповые безвизовые обмены, дающие возможность нашим гражданам в составе групп приехать в КНР, а китайским гражданам — в РФ. Кроме того, мы предлагаем широко использовать возможности выдачи электронных и многоразовых виз.
Следующее важное направление, которое мы обсуждали, связано с дактилоскопией. С 14 сентября все визы в страны Шенгенской зоны выдаются только после проведения этой процедуры. Исходя из принципов взаимности, предлагалось ввести снятие отпечатков пальцев и у нас в стране. Однако Ростуризм считает, что если мы это сделаем, то мгновенно ограничим въездной туристический поток в РФ. Если мы заинтересованы в развитии въездного туризма, то мы должны исходить из наших национальных и государственных интересов и создавать благоприятные условия для того, чтобы иностранцы приезжали к нам в страну.
В рамках следующего блока вопросов мы поговорили о том, как важно эффективным образом распространять и продвигать российский туристический продукт за рубежами нашей родины. В этом году мы начали создавать национальные маркетинговые туристские офисы. Такие офисы уже работают в Китае, в Германии, в ОАЭ и в Финляндии. Мы считаем, что в странах, которые формируют для нас основные туристические потоки, необходимо создавать такие туристические представительства.
Речь также шла о том, что продвигать и развивать наш туристический продукт, используя все доступные средства, необходимо и за рубежом, и внутри страны. Для этого нужно привлекать все средства массовой информации — печатные, электронные, телевидение, радио и возможности социальных сетей. Причем нужно постараться, чтобы эта работа была постоянной и системной.
Последний блок вопросов был связан с развитием туристской инфраструктуры. При этом хочу отметить, что понятие "туристская инфраструктура" непосредственно связано с понятием инфраструктуры вообще. Если туристу комфортно и интересно приехать в какой-то регион, это значит, что там комфортно жить нашим гражданам.
— Этот блок вопросов напрямую касается реализации Федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма. Нельзя ли подробнее рассказать, какие перспективы нас ждут в этом направлении?
— Действительно, одним из инструментов решения этой задачи является Федеральная целевая программа, которая реализуется Ростуризмом уже с 2011 года и будет действовать до 2018 года.
Я говорил о том, что на период с 2015 по 2018 годы объем финансирования был сокращен в пять раз и составил 19% от первоначального уровня. Предполагалось, что на реализацию ФЦП будет выделено 84 миллиарда рублей, а в итоге сумма сократилась до 16,1 миллиарда рублей. На наш взгляд, это не совсем логичные действия, так как это программа, которая реализуется на принципах государственно-частного партнерства, где на один рубль бюджетных средств привлекается три рубля частных инвесторов. Причем эти деньги в совокупности могут принести до пяти рублей прибыли. Таким образом, мультипликативный коэффициент от ФЦП получается 1 к 15.
В настоящее время ФЦП реализуется в 25 регионах страны, но мы уже рассмотрели туристические кластеры, которые находятся еще в 38 регионах. У нас просто физически нет денег для того, чтобы включить дополнительные кластеры в эту программу, так как мы действуем в рамках сокращения бюджетного финансирования.
Хочу еще раз подчеркнуть, что туристская инфраструктура должна быть комфортной и информационно насыщенной для всех граждан нашей страны, а не только для туристов. Тем самым мы создаем комфортные условия для всех наших граждан.
Территория нашей страны огромная, есть места, где нет никаких промышленных предприятий, их там создавать нецелесообразно и экономически неэффективно, а туризм может развиваться практически на всей территории — и в арктической зоне, и на Дальнем Востоке, и в Сибири, и в центральных регионах России, а про юг страны и говорить нечего. В этом заключается универсальный подход туристской отрасли.
Я не раз упоминал, что туризм связан с 53 отраслями народного хозяйства. Он имеет огромное количество видов, и практически все из них могут быть представлены в нашей стране. На заседании совета я остановился лишь на нескольких видах. Упомянул, что в России активно развивается детский туризм, чем решается масса задач — это и воспитание подрастающего поколения, и военно-патриотическая, и образовательная функция. Говорили о том, что исторически в России хорошо развиты речные круизы, есть туристические маршруты в Балтийском и Черном морях. Отметили, как важно, что в этом году впервые прошло несколько круизов от Шпицбергена до Земли Франца-Иосифа. В этой зоне можно заниматься только добычей полезных ископаемых и туризмом. Появление подобных маршрутов говорит о том, что и в Арктике туризм активно развивается.
Есть очень большие перспективы и с точки зрения Северного морского пути, и с точки зрения наших дальневосточных территорий, мимо которых сейчас проходит порядка 3 миллионов человек из Азиатско-Тихоокеанского региона на север в Аляску, но эти потоки на экономике наших дальневосточных регионов никак не сказываются. Потому что в портах нет причальных стенок, потому что глубины в портах небольшие, потому что у нас серьезные проблемы в пунктах пропуска и сложный порядок выдачи разрешений на осуществление круизной деятельности. Потенциал гигантский, и поток туристов туда может быть в разы больше, чем сегодня.
— Вы можете оценить, как президент и члены Госсовета отнеслись к тезисам вашего доклада?
— Мне показалось, что реакция была положительная. В заключительном слове президент отметил, что туризм должен стать бюджетообразующей отраслью народного хозяйства. В мире до 10% доходов некоторых стран составляют доходы от туристской деятельности, а в России эта цифра достигает не более 1,5%.
Росстат проводит большую работу по модернизации статистического учета в туризме. В прошлом году подсчеты туристических потоков уже проводились на основе статистики, которая синхронизирована с мировой практикой, — это серьезный шаг вперед. Очень важно показать, какой вклад туризм вносит в экономику страны с точки зрения подсчета доли доходов. Это очень сложно сделать, потому что часто доходы от туризма проходят по нетуристическим видам деятельности. Очевидно, если турист приехал в какой-то регион, он привез деньги, разговаривал по телефону, брал в аренду машину, пользовался транспортом, ужинал в ресторане, покупал местные товары и продукты и так далее.
— Сокращение финансирования ФЦП остается болезненной темой для обсуждения. Можно ли надеяться, что после заседания Госсовета бюджетное финансирование программы будет увеличено?
— Проведение президиума Государственного совета по развитию туризма в РФ говорит о значимости нашей отрасли. Без создания туристской инфраструктуры совершенно невозможно развивать туристическую отрасль, а для этого нужны деньги. Если не будет бюджетных ассигнований, то не будет и софинансирования со стороны бизнеса. Есть вещи, которые совершенно невозможно сделать за счет частных средств.
Приведу в пример активно действующий туристический кластер "Белокуриха" в Алтайском крае, где заполняемость достигает 100%. При этом перспектив развития у этого объекта уже практически не осталось. Сейчас необходимо создавать "Белокуриху-2", но для этого прежде нужно проложить дорогу, а это очень дорогостоящее сооружение. Никакой частный бизнес дорогу в горы не построит — это несколько миллиардов рублей. Такая инфраструктура может быть сооружена только за счет бюджетного финансирования. Мы надеемся, что уже в октябре 2015 года эта трасса будет сдана, после чего начнется реализация проекта "Белокуриха-2" за счет софинансирования.
На 16 миллиардов рублей, которые на ФЦП выделило государство, порядка 50 миллиардов будет привлечено дополнительно. Но если нам этих средств не выделят, то и 50 миллиардов от бизнеса мы не получим.
Из выступления президента и членов президиума следует, что общий политический подход руководства — это поддержка развития внутреннего и въездного туризма. Мне кажется, что нужно направлять бюджетное финансирование в те отрасли, которые показывают существенное развитие, а туризм как раз демонстрирует самые быстрые темпы роста в российской экономике в настоящее время. Причем стоит учесть, что туризм окупается практически мгновенно.
— Наряду с другими причинами финансирование ФЦП сократили еще и потому, что регионы были не в состоянии своевременно освоить бюджетные средства. Что изменилось сейчас?
— Раньше регионы и не могли выделенные средства освоить, так как деньги до них доходили примерно 29 декабря. Понятно, что получив деньги так поздно, регионы были вынуждены их уже через несколько дней возвращать в бюджет. В 2015 году мы полностью изменили ситуацию с финансированием в рамках ФЦП. Во-первых, за 2014 год деньги, которые регионы возвратили в бюджет, вернулись на места уже в феврале 2015 года. По состоянию на сегодня мы на 100% профинансировали те регионы, которые были в постановлении правительства по прошлому году. Все деньги до регионов доведены.
В заключение хочу подчеркнуть, что проведение президиума Государственного совета по развитию внутреннего и въездного туризма задает стратегически важное направление развития туризма в Российской Федерации.
Источник: ria.ru