Если вкратце описать впечатления от Сахалина – сурово.

Нигде больше в нашей стране я не чувствовал такого же ощущения покинутости. Россию здесь все называют "материк". Создается полное ощущение, что из Сахалина тупо качают ресурсы, а людям перепадают какие-то жалкие крохи. Города здесь все как на подбор мрачные, разваливающиеся. Зато от каторжного прошлого видимо не осталось и следа – коммуняки все зоны и гулаги перенесли на Колыму, да в Сибирь и с Сахалина все выветрилось. Люди здесь хорошие, правда гораздо более грубые на поверхности, нежели в других регионах России.

Автостоп на Сахалине – не блажь, а суровая необходимость: расстояния большие, заселен остров слабо и общественный транспорт между многими населенными пунктами просто отсутствует. Спасает дело лишь железная дорога, да и то там расписание неудобное – поезд ходит исключительно ночью. Так что остается дорогущее такси (которое тоже не всегда найдешь) и попутки.

Есть тут красивые места, но специально ехать на Сахалин не вижу смысла; разве что намечается поездка на Курилы, либо хочется побывать в Чеховских местах.

Маршрут моего путешествия:

Перелет из корейского Инчхона во Владивосток, а потом в Южно-Сахалинск поражает своим контрастом. Полное ощущение, что попал в бедную страну третьего мира.

Южно-Сахалинск невероятно убог.
Весь город выглядит одинаково: широкие проспекты и однотипные панельные дома. Очень депрессивно, глазу не за что зацепиться.

Перед зданием правительства есть какое-то подобие общественного пространства, но больше даже погулять негде.

Редкие исторические здания совершенно не вписываются в окружающую среду.

На город можно глянуть сверху, поднявшись на базу отдыха Горный Воздух.

Своей планировкой Южно-Сахалинск обязан японцам (они называли его Тойохара).

К сожалению, Краеведческий музей – это единственное, что осталось от японцев в городе.

Вокзал

Чехов. В каждом городе обязательно есть улица Чехова.
В свое время Антон Павлович прославил остров, написав знаменитую книгу "Остров Сахалин" о своем путешествии на всероссийскую каторгу.
Самое забавное, что посетив Сахалин, Чехов испытал полнейшее омерзение к этому месту и его нравам, но сахалинцев это не смущает.

Удивительное дело – в спортивных магазинах продают не только бейсбольные биты, но и мячи, а также перчатки кэтчера.
Видимо сказывается влияние американских экспатов, либо близость Японии.

Вообще, по первости может показаться будто Сахалин – очень бедное место.
Но на самом деле остров богатый.

На Сахалине огромное количество запасов нефти и газа. В советское время сюда приезжали за длинным рублем со всего Союза. Местные шутят, что с тех пор рубль сильно укоротился, но они так и остались здесь жить. Один дальнобой мне прямо сказал: "С Сахалина надо валить в молодости, когда есть силы и ничто не держит. Потом появляется семья, пускаешь корни и уехать почти нереально".

Под Южно-Сахалинском даже есть образцово-показательный поселок Зима, где проживают экспаты, работающие на различных нефте- и газодобывающих месторождениях (туда пускают только по пропускам, поэтому посетить не удалось). Но народ живет бедно.

При этом цены на бензин огромные:

Остров сидит на огромных залежах нефти и газа, а бензин чуть ли не самый дорогой в стране!

Отсмотрев столицу я купил билет на ночной поезд в Ноглики.
Решено было изучать остров с севера на юг.

В Ногликах заканчивается сахалинская железная дорога. Раньше на север в Оху шла узкоколейка, но в середине нулевых ее закрыли и разобрали на металлолом.

На выходе с вокзала стоит старый корейский автобус, дожидаясь пассажиров.

Я суюсь внутрь, но меня настигает облом: места надо было бронировать заранее. Других автобусов сегодня нет и не будет, а таксисты на джипах и деликах уже набрали клиентуру и готовятся уехать.
Водила в автобусе предлагает сесть в проходе. Я соглашаюсь, потомучто мне сегодня лень автостопить. Проезд стоит 700 рублей.

Путь не близкий – до Охи 4 часа. Дорога – пыльная гравийка с редкими вкраплениями асфальта.

По пути до сих пор можно увидеть сгнившие мосты и остатки железной дороги. Жалко, что не сохранили…

Север Сахалина живет нефтью.
На одной из остановок ко мне подсел вахтовик, возвращающийся со смены. От него пахло перегаром, на остановках он прикладывался к бутылке шампанского и рассказывал про местные реалии.

На горизонте показалась труба, извергающая столп дыма. Это Чайво. По условиям соглашения о разделе продукции, месторождением владеет американская компания ExxonMobil.
Американцы хорошо платят рабочим (раньше платили еще лучше, пока не обнаружили, что можно платить значительно меньше), предоставляют хорошие условия труда, но и заставляют пахать, требуя жесткую дисциплину (каждый работник периодически проходит тест на наркотики, например).

Когда строили Чайво, чуть весь завод не разворовали. Ходит легенда, что где-то под Чайво до сих пор зарыт то ли громадный моток толстой проволоки, то ли какая-то ценная запчасть, но никто ее уже не будет копать, ибо палево – везде камеры.
Американцы долго привыкали к русским реалиям. Сейчас все гораздо строже: вход только по пропускам, а все машины оснащены приборами, отслеживающими их передвижение итд.

Вахтовик рассказал как один из американцев привез к себе в Хьюстон русскую, работающую на Чайво. Привез, да и поселил у себя в гараже. Та офигела, а он говорит: "не могу разводится – жена у меня половину имущества заберет". Так она и вернулась на Сахалин.

А мы тем временем все ближе подбираемся к Охе.
Пейзаж уныл, вокруг сплошная лесотундра. Поселков по пути почти нет.

Наконец приезжаем в Оху. Север Сахалина.

В Охе я почувствовал, что нашел жопу мира.

Мне настоятельно рекомендовали посетить краеведческий музей, но к моменту моего прибытия он закрылся:

Севернее Охи расположен полуостров Шмидта – самая северная точка Сахалина. На территории обитает много редких и исчезающих видов животных, поэтому полуостров объявлен биологическим заповедником, куда надо получать пропуск.
Добраться до туда довольно проблематично. Ехать автостопом и ждать попутку нецелесообразно, ввиду удаленности и труднодоступности этих мест.

Ну а мне пора уезжать из Охи.
Я заранее забронировал место в автобусе до Ногликов, по приезду вышел из города и стал ловить попутку на юг. В поселке Тымовское сделал поворот и выехал на западный берег, в город Александровск-Сахалинский.
Дорога почти на всем протяжении транссахалинской магистрали очень плохая. Асфальта почти нигде нет, трясет, пыльно, ехать очень неприятно. Как можно было до сих пор не заасфальтировать главную транспортную артерию – выше моего понимания. Т.е. конечно все понятно, просто мерзко становится, что такой богатый регион прозябает в бедности.

Александровск-Сахалинский.
Город был организован как место каторги. Мрачное и депрессивное место. Здесь даже кафе нет! Вы себе можете представить, чтобы в городе не было точек общепита? Оказывается и такое бывает.

На город лучше смотреть издалека, так он выглядит красивее.

Вездесущий Ленин.

В окрестностях города есть скалы "Три брата" и здание маяка 1864 года постройки на мысе Жонкиер.

Добираться до маяка нужно по воде вдоль скал. В самом глубоком месте вода достигает чуть ниже пояса.

Туннель, вручную прорубленный каторжанами.

На той стороне туннеля маяк и скалы "Три сестры".

С высоты хорошо виден маленький порт Александровска. Основной грузооборот порта составляет лес, кроме того там перерабатывается уголь

Я было хотел дойти до маяка, но меня отпугнула табличка о наличии злых собак. Как выяснилось чуть позже – правильно сделал. Здешние собаки постоянно кусают туристов. Те подают в суд, но никто не может выиграть дело, потомучто это частная территория, а на входе висят предупреждающие таблички.

Также в городе есть музей имени А. П. Чехова. Раньше здесь жил сам писатель.
Музей хороший, рекомендую сходить.

Бывшее казначейство. Сейчас здесь дом творчества.

Эти здания – единственные постройки, сохранившиеся со времен каторги.

По пути один из водителей подвез меня до дачи, где попросил свою мать показать мне редкую книгу о Сахалине, в которой собраны черно-белые фотографии острова.

Оха, заросшая нефтяными вышками:

Красота!
А я между тем продолжаю ехать на юг.

Источник: khorenyan.livejournal.com